вернуться назад

Театр древней Армении

Театр древней Армении

Еще во времена первого тысячелетия до нашей эры в эпоху рабовладельческого общества наравне с греческим и римским существовал и древнеармянский театр.Об армянском государстве, в котором процветало искусство театра, упоминал в своих трудах еще Плутарх. Появление трагедийного театрального искусства в Армянском государстве было связано с культом предков и погребальными церемониями, связанными с тогдашними верованиями в главенствующего бога Гисанэ-Ара. 

Театралов  в тот момент называли «гусанами», что в переводе означало – мим, песенник. Гусаны, участвовавшие в погребальных церемониях оплакивали ушедших возгласом (дзайн), после чего их так  и называли – гусаны дзайнарку, или же вохбергаками (плакальщик, воплепевец).

Гусаны, вместе с другими лицедеями  и бродячими актерами участвовали в различных уличных постановках и представлениях, а  также при жрецах в театральных ритуальных постановках.  Также более богатое общество в тот момент наслаждалось постановками при дворах греческих и римских театральных труп.

актирса армянского театра

Развитие настоящего театра в Армении положил царь Артавазд второй, который в честь празднования победы над римским полководцем Крассом в битве при Каррах режиссировал спектакль с участием отрубленной головы полководца. Во время проходившего во дворце греческого спектакля, была брошена голова  поверженного врага, после чего должны были быть восхвалены подвиги Эксатра, парфянского воина, который и обезглавил Красса.

После этого, дворец Артавазда в Арташате был своеобразным армянским Карфагеном, где постоянно ставили спектакли, и развивалось древнее армянское театральное искусство. Гусанские театральные трупы исполняли родные пьесы, а также греческие и римские трагедии и комедии. Широкое развитие  в тот момент в Армении получила пантомима как жанр искусства. Наибольшей популярностью пользовалась актриса, мастер пантомимы Назеник.

И хотя театр гусанов был преимущественно трагедийным, комедии в нем также  имелось место быть. Гусаны которые восславляли в своих произведениях честь богини плодородия Анахит, назывались катака гусанами. Они воспевали воскресающее божество, и тем самым дали начало комедийному жанру, во время праздника-карнавала который  проходил в городах в честь богини и приправлялся всевозможными шуточными пословицами, короткими пьесами и песнями.

Театральное искусство армении в миниатюрах

Театры в Армении пользовались огромнейшей популярностью, потому во времена христианства, и раннего средневековья церковные деятели жестко боролись с театром, как порождением дьявола и сатаны, при том не только в Армении, но и в Греции и Византии.

В четырнадцатом веке, с потерей независимости армянского народа и краха Киликийского царства, пришел конец и древнему армянскому  театру, который дал начало многим культурным процессам не только Армении,  но и мировой культуры в целом. Театр древней Армении умер, что бы возродится только в 18-ом столетии и то в колониях армянских эмигрантов, разбросанных по всему миру. 

Комментариев: 0

Комментарии

Пока комментариев нет.